
Цитируемая статья просто огромна, поэтому предварю её своим предисловием, изложив основные идеи максимально кратко и тезисно.
- Римская Империя в истории была одна и только одна. Не было никаких Восточной и Западной Римской Империи, были лишь центры, считавшие себя вполне легитимными, а остальные — не совсем. Примерно так же, как сегодня христианская церковь разделена физически, но считает себя единой и единственной. Что подчёркнуто и в символе веры: «Верую <...> и во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь».
- Сами жители восточных регионов Римской Империи никогда не называли себя «византийцами», «подданными Восточной Римской Империи» и т.д. Они называли себя вполне однозначно «римлянами», по гречески — ромеями. Примечательно, что даже в наши дни потомки тех греков в северном Понте называют себя «румеями»/«ромеями». Их империя была — Римская и подразумевала, что никакой «Западной» нет, а есть просто тамошний лжекесарь. Аналогичное положение было и в «Западной Империи».
- Подразумевалось, что Римская Империя — это уникальный тип власти. «Римская» власть или «римского типа». «Imperium romanum» на латыни или η Ρωμαική Αρχή — на греческом и значит «римская власть».
- А вот императоры, представляющие эту власть, уникальными как раз не были. Не были с самого начала. Их могло быть два, три, четыре. И это было нормально. Сравните это с таким христианским понятием, как ипостась. Так вот «император» — это как бы (один из) ипостась/-ей империи. Теперь, надеюсь, понятно, что самим рядовым, глубинным«византийцам» положение с наличием нескольких глав одновременно вовсе не должно было казаться чем-то из ряда вон.
- Также в этой конструкции власти не заложен был изначально и механизм наследования. Соответственно, не может быть и ссылок на некую «исконную», единственно правильную и богоодобряемую линию императоров и «римов».
- Ослабление верховной императорской власти произошло по причине перераспределения, делегирования её функций вниз местным военным и — главное — церковным руководителям (королям и епископам).
- Парад «третьих римов» волной прошёлся по всей Европе и даже не только по ней. Вряд ли какой-то из них можно считать более «истинным», чем другие. Отголоски этой концепции наблюдались даже относительно недавно в историческом масштабе. Претензия Москвы на «римство» ничуть не уникальна, не более оправданна, чем другие и является не более, чем престижной мулькой для правителей, желающих как-то связать себя с Римской Империей как главным символом всей общеевропейской цивилизации.
- Сам термин «Византийской Империи» появился очень поздно, после Крымской войны, в связи с демонизацией Российской Империи и её претензий на Балканы и Константинополь/Стамбул. И был первоначально предельно негативно заряженным, примерно так же, как «империя греков». Особенную популярность приобрёл у германских нацистов. У многих на Западе и сейчас ассоциируется с эпохой деградации собственно Римской Империи.
Далее — сама статья (с некоторыми моими добавлениями и пояснениями).
( Read more... )
