arzarra: (Default)
[personal profile] arzarra

Религиозные лидеры, включая видных деятелей движения Новой апостольской реформации, молятся с Дональдом Трампом в Белом доме в 2019 году. (Storms Media Group / Alamy)


В четверг вечером после победы Дональда Трампа на президентских выборах в переоборудованном амбаре у шоссе, тянущегося через кукурузные поля округа Ланкастер, штат Пенсильвания, развернулось малоизвестное, но показательное празднование. Место называлось Gateway House of Prayer, и это была не совсем церковь, и оно не совсем вписывалось в парадигмы того, чем обычно является американское христианство. Внутри не было ни псалтырей, ни изображений Иисуса Христа, ни притч, закрепленных на витражах. Со стропил свисали гирлянды лампочек. Одну стену покрывала огромная карта мира. На других стенах было семь обрамленных досок объявлений, каждая из которых представляла театр битвы между силами Бога и Сатаны — правительство, бизнес, образование, семья, искусство, СМИ и сама религия (см. примечание 1). Gateway House of Prayer, как оказалось, был своего рода штабом войны. И если верить его покровителям, то по крайней мере один человек, а в пиковые моменты — десятки, молились каждую минуту каждого дня на протяжении более 15 лет о победе, которая теперь казалась близкой. Бог побеждал. Царство приближалось (примечание 2).

«Аллилуйя!» — сказала женщина, пришедшая на еженедельное 7-часовое «правительственное дежурство», во время которого группа из примерно 20 добровольцев сидит в кругу и молится о господстве Бога над страной. «Теперь начинается работа!» — сказал мужчина. «Нам нужно бороться, бороться, бороться! ("Fight, fight, fight!")» (3) — сказала бабушка, когда они начали рассказывать о том, как толпа на предвыборной вечеринке Трампа запела гимн «Как велик Ты». «Они пели это!» — сказал другой мужчина. Да, ответили люди; они видели видеозапись этого момента. Когда настроение в амбаре стало еще более ликующим, бабушка достала из своей сумочки шофар, выдолбленный бараний рог, используемый во время иудейских служб. Она дунула, понимая, что звук прорвется сквозь атмосферу, проникнет в демоническое царство и рассеет силы сатаны, сверхъестественный удар для Царства Божьего. Женщина упала на пол. «Небо и Земля приходят в соответствие!» — заявил мужчина. «Воля небес исполняется на Земле».
То, что происходило в амбаре в округе Ланкастер, не представляло собой какую-то окраину американского христианства, а скорее то, чем становится большая часть веры. Происходит сдвиг, который ученые отслеживали годами и который стал поразительно заметен с ростом трампизма. В этот момент десятки миллионов верующих — около 40 процентов американских христиан, согласно недавнему опросу Университета Денисона — принимают заманчивое, харизматичное движение, которому мало что нужно для религиозного плюрализма, индивидуальных прав или конституционной демократии. Оно мистическое, эмоциональное и, в своем роде, дико утопичное. Оно транснациональное, многорасовое и бескомпромиссно политическое (см. ещё раз примечание №1). Ранние лидеры называли его Новой апостольской реформацией, или НАР, хотя некоторые из тех же лидеров сейчас занимаются ребрендингом, поскольку антидемократический характер движения стал очевидным. И люди, которые никогда не слышали этого имени, тем не менее, принимают основные идеи движения. Они включают веру в то, что Бог говорит через современных апостолов и пророков. Что демонические силы могут контролировать не только отдельных людей, но и целые территории и учреждения. Что Церковь — это не столько место, сколько активная «армия Бога» (примечание 4), имеющая святую миссию — заявить права на Землю для Царства (примечание 2), в то время как человечество все глубже погружается в Конец Света.

Хотя светское сообщество боролось за то, чтобы воспринимать все это всерьез, Трамп дважды использовал эту апокалиптическую энергию, чтобы выиграть президентские выборы.
Если вам было интересно, почему Такер Карлсон, воспитанный в епископальной церкви, недавно говорил о том, что его во сне терзал демон, то это может быть потому, что он впитывает язык и убеждения этого движения. Если вы задавались вопросом, почему Илон Маск потрудился выступить в церкви NAR под названием Life Center в Гаррисберге, то это потому, что Маск наверняка знает, что движение, которое хочет меньше правительства и больше Бога, хорошо сочетается с его либертарианским видением (примечание 5). Если вы хотели узнать, почему появились новости о спикере палаты представителей Майке Джонсоне, южном баптисте, вывесившем белый флаг с зеленой сосной и словами «Призыв к небесам» возле своего офиса, или о том, что тот же флаг развевался возле дома отдыха судьи Верховного суда Сэмюэля Алито, католика, то причина в том, что знамя времен Войны за независимость стало боевым флагом для движения, имеющего идеологических союзников среди христианских правых. NAR поддерживает "земные войска Бога" в демонтаже светского государства (5).

И если вам интересно, куда все это движется теперь, когда Трамп победил на президентских выборах, я задавалась тем же вопросом. Вот почему я сидела в кругу в Gateway House of Prayer, где примерно через 20 минут после начала вечера я получила свою первую подсказку. Люди тепло меня приветствовали. Я представилась как репортер The Atlantic. Я делала заметки о "выравнивании Земли и Неба", когда женщина напротив меня сказала: «Ваши писатели назвали нас нацистами».

Она, казалось, имела в виду статью, в которой риторика Трампа сравнивалась с риторикой Гитлера. Я сказала то, что всегда говорю, а именно, что я была там, чтобы понять. Я предложила свою духовную честность — воспитанную южным баптистом из Алабамы. Женщина продолжила: «Это редакционная коллегия, которая придерживается крайне левых взглядов и презирает движение Трампа». Мужчина, сидевший рядом со мной, встал на мою защиту. «Мы приветствуем вас», — сказал он, но было ясно, что что-то не так, и это что-то было во мне. Средства массовой информации стали демоническим оплотом. Народу Божьему нужно было выяснить, являюсь ли я орудием сатаны (примечание 6) или, возможно, меня послал Всемогущий. «Лично я считаю, что если вы хотите остаться с нами, то я бы попросила возложить на вас руки и помолиться», — сказала женщина.
«Мы не причиним вам вреда», — сказала другая женщина. «Мы просто относим все к Богу», — сказала женщина, сидевшая рядом со мной. «Не принимайте это на свой счет».
Молитва началась, и я ждал суда.

Как все это произошло — история со многими отправными точками, самой непосредственной из которых является сам Трамп. В преддверии выборов 2016 года лидеры истеблишмента на христианском правом фланге поддерживали кандидатов с более благочестивой родословной, чем у Трампа. Ему нужен был способ сплотить евангелистов, поэтому он обратился к некоторым из самых влиятельных апостолов и пророков NAR, более дикого мира, где он был представлен как «разрушительный шар» Бога и принят свежим пулом так называемых избирателей пророчества, людей, долгое время считавшихся позорным сбродом евангельского христианства. Но истоки того момента уходят еще дальше, к холодной войне, Латинской Америке и иконоборческому профессору семинарии по имени С. Питер Вагнер (C. Peter Wagner).

Он вырос в Нью-Йорке во время Великой депрессии и принял консервативную версию евангельского (7) христианства, когда ухаживал за своей будущей женой. Они стали миссионерами в Боливии в 1950-х и 1960-х годах, когда волна пятидесятничества охватила Южную Америку, наполняя церкви людьми, которые утверждали, что исцелялись, и видели знамения и чудеса, которые Вагнер изначально отвергал как ересь. Большая часть этого пыла направлялась в движения за социальную справедливость, охватывающие всю Латинскую Америку. Че Гевара организовывал в Боливии. Движение за гражданские права было в самом разгаре в Соединенных Штатах. Экуменические организации, такие как Всемирный совет церквей, принимали теологию освобождения, подчеркивая такие идеи, как социальный грех неравенства и необходимость справедливости не на небесах, а здесь и сейчас. В великой послевоенной борьбе за сердца и умы консервативные американские евангелисты — и ЦРУ, с которым они иногда сотрудничали — нуждались в ответе на идеи, которые они считали опасно социалистическими. Вагнер, к тому времени генеральный директор Андской евангелической миссии, оказался на высоте. В 1969 году он принял участие в конференции в Боготе, Колумбия, спонсируемой Евангелической ассоциацией Билли Грэма, которая была направлена ​​на противодействие этим тенденциям (8). Он написал книгу — «Латиноамериканская теология: радикальная или евангелическая?» — которая была роздана всем участникам и в которой утверждалось, что озабоченность социальными проблемами «может легко привести к служению мамоне, а не Богу». Теология освобождения, по его мнению, была скользкой дорожкой в ​​ад.

После этого Вагнер стал профессором в Фуллеровской теологической семинарии, преподавая в относительно экспериментальной области церковного роста. Он начал пересматривать свой опыт в Боливии, решив, что переполненные церкви, которые он видел, были знаком того, что Святой Дух работал в мире (9). Он также жил в Калифорнии 1970-х годов, когда распространялись новые религии и культы и более свободное, независимое, харизматичное христианство, своего рода контр-контркультура. Толпы бывших хиппи крестились в Тихом океане в том, что стало известно как движение Jesus People. Проповедники, такие как Джон Уимбер, певец в группе, которая превратилась в Righteous Brothers, изгоняли демонов перед огромными толпами. В 80-х годах группа мужчин в Миссури, известная как Kansas City Prophets, верила, что они восстанавливают дар пророчества, понимая, что это естественный способ Бога говорить с людьми (10).

Вагнер встретил женщину по имени Синди Джейкобс, которая считала себя пророком и верила, что «начальства» и «власти», упомянутые в Послании к Ефесянам, на самом деле были «территориальными духами», которых можно победить посредством «духовной войны». Она и другие сформировали молитвенные сети, нацеленные на «окно 10/40» — географический прямоугольник между широтами 10 и 40 градусов северной широты, который включал Северную Африку, Ближний Восток и другие части Азии, которые были преимущественно мусульманскими, буддийскими и индуистскими.

Вагнер также был очарован концепцией, называемой доминионизмом (1), крупным концептуальным сдвигом, который возник в консервативных теологических кругах. В то время преобладающим мнением было то, что Божий мандат для христиан — это простая евангелизация, от человека к человеку; Царство придет позже, после возвращения Иисуса Христа, а тем временем, дела политики, как говорится в библейском стихе, были переданы кесарю. Новый способ мышления заключался в том, что Бог призывает праведных христиан установить Царство сейчас (1,2). Другими словами, у христиан были приказы (1,2) к действию — мандат на агрессивную социальную и институциональную трансформацию. Идея имела глубокие корни в движении под названием христианский реконструкционизм, серьезные мыслители которого — наиболее известный кальвинистский теолог по имени Р. Дж. Рашдуни — проводили свою жизнь, разрабатывая детали того, как будет выглядеть правительство, основанное на библейских законах, модель христианской теократии (1,2).

К 1996 году Вагнер и группа коллег-единомышленников превратили эти идеи в то, что они называли Новой апостольской реформацией, термин, призванный вызывать их убежденность в том, что новое излияние Святого Духа движется по всему миру, наделяя верующих сверхъестественной силой и властью сражаться с демоническими силами и устанавливать Царство Божье на Земле (2). Видение NAR было не технически консервативным, а радикальным: построение Царства означало разрушение светского государства с равными правами для всех и замену его системой, в которой христианство является высшим (5). На практике движение поставило всю силу Бога на сторону капитализма свободного рынка (5). В этом смысле Вагнер и его коллеги нашли ответ на теологию освобождения [то есть NAR - такой же "ответ левакам", как классический фашизм был ответом на "вызов коммунизма"], который они искали десятилетиями.

Продолжение в следующем посте.

Примечания к тексту:

1 "Мандат Семи Гор" (он же "Доминион", "7M") — концепция в ультра-консервативном евангельском христианстве. Она утверждает, что существует семь аспектов общества, над которыми верующие стремятся доминировать: семья, религия, образование, средства массовой информации, искусство и развлечения, бизнес и правительство. В NAR является одним из столпов веры. По сути это не что иное, как "политическое христианство", полный аналог "политического ислама".

2 Приближение "Тысячелетнего Царства" (ТЦ) - ещё одна важная часть идеологии пентекосталистов из NAR. По их верованиям, победив всех "неверных", так сказать, портящих карму Земли, они заставят Мессию прийти и возглавить особое всемирное теократическое государство, эксклюзивное для христианских праведников. Основано это, как нетрудно догадаться, на вырванных из контекста цитатах из Откровения (Апокалипсиса). В оригинале перед ТЦ случится собственно апокалипсис с приходом Антихриста, Зверя и т.д. Так что приближение ТЦ (а не просто знание о нём) - весьма сомнительная и напоминающая скорее некоторые люциферианские течения концепция. Но ещё более она похожа на аналогичную в исламе, где перед финальной битвой на Землю должен прийти "мехди" и объединить всех "правоверных" в сильное глобальное теократическое государство - военную машину, которая будет противостоять Сатане в последней битве.

3. Вспомните идентичное "Fight, fight, fight!" Трампа.

4 Аналогично джихаду в исламе, пентекосталисты-фундаменталисты "ведут каждодневную войну с дьяволом в себе и в мире". В отличие от многих других течений, они не за мир, а за войну, но праведную, что бы это ни значило в их воспалённом мозгу.

5 Пентекосталисты-фундаменталисты работают на разрушение "большого" секулярного государства, чтобы установить теократическое. Также они всячески стараются ослабить и приуменьшить "большое" государство, даже за счёт социальной политики, что очень не похоже на остальные конфессии. Они поддерживают бедняков, оказывая им помощь в области здоровья и соцзащиты - подобно исламскому Хамас, именно таким путём (в том числе) завоевавшему сердца и власть в Газе. В этом контексте праваки, уничтожающие государственную соцзащиту, сеющие политический и экономический хаос работают на NAR, привлекая всё больше людей к религиозно-политическим движениям, подменяющим государство "на местах".

6 Пентекосталисты-фундаменталисты верят, что христиане-"праведники" (к которым, разумеется причисляют в первую очередь себя любимых), являются "орудиями Бога на Земле", что очень похоже на концепцию "рабов Аллаха" в исламе. А "неправедных" и "маловеров" они считают "орудиями Сатаны". Самыми главными "орудиями Сатаны" считаются почему-то трансгендеры - вот почему у них такой пунктик на трансфобии. С одной стороны, можно сказать, что это доведённая до логического конца идея "земной миссии христианина", характерная и для других протестантов. С другой же, она весьма сильно извращает один из важнейших месседжей тру-христианства: "рабы Божии" они в том смысле, что это временное состояние, от которого Иисус освобождает. А вовсе не закабаляет. В иудаизме также особое восприятие этого понятия, подразумевающее и волю человека, и временность рабства.

7 Сторонники NAR - в большинстве пентекосталисты, пентекосталисты - разновидность евангелистов, евангелисты - разновидность протестантов, протестанты - разновидность христиан.

8 В том числе и отсюда растут ноги у помешанности NAR-овцев на жупелизации "леваков", которых они выискивают примерно с такой же абсурдной и безумной одержимостью, как Милонов ищет геев. Ну или как та бабушка из анекдотов, что со шкафа в бинокль выискивает развратников.

9 Одержимость поисками "Святого Духа в мире сём" вообще-то свойственна в разной степени многим протестантам. Католики смотрят на всё это "квакерство", как минимум, с подозрением и осуждением (а зачастую считают и одержимостью дьяволом), у православных есть ещё более жёсткая концепция "прелести". Помешанность на, якобы, избранности и предписанной земной миссии, католицизм и православие также неприемлют.

10 Как нетрудно заметить, в этой ненависти и планах уничтожения "неверных" много общего с отношением к "неверным" мусульман. В исламе им предписана, как минимум, обязательная дискриминация и выдворение из всех общественных институтов власти и влияния, как максимум - физическое истребление (особенно, если будут несогласны и сопротивляться). NAR и ислам - совершенно точно фундаментально антилиберальные (несовместимые с концепцией прав и свобод человека, отвергающие свободу человека вообще) политические (имеющие целью захват и удержание власти с целью установить тоталитарный диктат шариата / "православного шариата") движения, только эксплуатирующие религиозную меметику.

11 NAR и сама чувствует духовное родство с мусульманами. Его члены не раз делали заявления в том духе, что ислам "сохранил верность Господу" в большей степени, чем многие коллеги христиане. В том числе и поэтому я искренне удивляюсь утверждениям, что, мол, Трамп, Вэнс и наровцы симпатизируют католичеству и папе римскому. Наоборот, их цель, судя по идеологии должна заключаться в разрушении католичества.

12 NAR симпатизирует так же и иудейским ортодоксам. Что не удивительно, если вспомнить, что они по сути ждут свой вариант мессии-машиаха и установление теократического государства во главе с ним на Земле. Евреи-ортодоксы однако ждут своего Машиаха, а вовсе не экуменистического пан-авраамического лидера-харизматика. И своё царство, а не глобальное Тысячелетнее Царство Божие на Земле.

13 NAR и ислам - совершенно точно фундаментально антилиберальные (несовместимые с концепцией прав и свобод человека, отвергающие свободу человека вообще) политические (имеющие целью захват и удержание власти с целью установить тоталитарный диктат шариата / "православного шариата") движения, только эксплуатирующие религиозную меметику.

Profile

arzarra: (Default)
arzarra

January 2026

S M T W T F S
     1 23
4 5 6 78 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 02:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios