Ответ __aen__ в первом приближении, очень грубо, напоминает мою концепцию, как-то изложенную в следующем посте:
Производство как двухкомпонентная система "база+экстра"
Только вот обоснование никуда не годится. Роботы и изобилие вообще ни при чём.
1. База и Экстра различаются в первую очередь наличием и отсутствием отчуждения и фетишизации экономических благ. Это вообще самое главное (это цель), что, как я сейчас понимаю, никто в упор не видит, будучи даже коммунистом с двадцатилетним стажем, прочитавшим всё ПСС Маркса, Энгельса и Ленина. А между тем, пляшу я от этой печки, самой важной и ценной в марксизме, по сравнению с которой всё остальное не так важно (или вовсе безнадёжно устарело). Также, в Базе и Экстре кардинально, на порядки различающаяся производительность (это средство) и целеполагание труда, причём повысить производительность Экстры до сравнимого с Базой уровня невозможно и не нужно. Роботы — не более, чем одна из деталей, наряду с плановым и массовым характером производства, благом по индивидуальному план-предзаказу и мн. др. Одни только роботы ничего не изменят! Это же всё те же средства автоматизации, причём очень нишевые в этот заход. Я вообще не верю в некое подобие коммунизма, где будут невероятно, как в фантастике распространены именно человекоподобные роботы. Там, где пытаются всунуть их в обычную экономику, рациональнее и правильнее при эгалитаризме приучать людей к банальному самообслуживанию.
2. У всех совершенно непрояснённым остаётся, почему именно люди сами захотят работать в рамках Базы и Экстры. Отсюда предельно лёгкие и тривиальные контраргументы: да у вас же никто работать не будет! И мутные ответы в духе создания нового человека новой эпохи. На самом же деле велосипед изобретать не надо. Никакой "новый человек новой эпохи" и не нужен. Всё вот прямо сейчас готово к переходу, хоть завтра. И даже вчера было готово, пожалуй. Я всё больше убеждаюсь в том, что требования классического марксизма к техпрогрессу и "человеку будущего" сильно завышены. Не в них проблема, совсем не в них. Всё равно всегда останутся условные 20 паретовских процентов потребностей, давящих на человека, но принципиально неудовлетворимых Базой. Давление потребностей остаётся, хотя давление капитализма пропадает. Занятость в Базе не обязательна, но так выходит, что удовлетворение тех же потребностей в рамках неэффективной и предназначенной для совсем другого Экстры элементарно невыгодно, так как потребует на порядки больше рабочего времени или его эквивалентов. И всё же, по итогам разговора с одним разумным критиком такой системы, я сейчас думаю, что найдутся и такие люди — например, глубокие интроверты, которым работа в коллективе непереносима. Или ещё по каким-то причинам (конфликты, периоды глубокого погружения в проект Экстры и пр.).
3. Те коммунисты, которые говорят об "отмене денег" или "торгового эквивалента" не понимают наиболее ключевого ядра марксистской критики капитализма в этой части. Условный эквивалент экономического ресурса, связанного с человеческим трудом не плох и не хорош. И избавляться от него экономика не будет — это просто глупо и нереализуемо, считать же нужно, производство-то обсчитывать как-то. Критике подвергается отчуждение и неразрывно связанная и развивающаяся на базе его фетишизация товара. Смысл критики в том, что человек вынужден, вопреки своей природе, заставлять себя преследовать искусственные цели, удовлетворять не те потребности, что есть у него лично. Достигать эти псевдо-цели не хочется, облекаемые в форму чужого тебе товара потребности, тебе не столь близки, как если бы они ни в какую лицемерную обёртку не заворачивались. Поэтому "приходится" применять меры экономического принуждения к труду. Не с эквивалентом экономических ресурсов нужно бороться, а с отчуждением и фетишизацией. А также высвобождать время человека, занятое трудом — деятельностью отчуждённой ради фетишей и позволять использовать его в другой, более творческой деятельности. Но и та, и другая деятельность удовлетворяет потребности.
4. Моя концепция как раз в общих чертах представляет переходную форму от капитализма к коммунизму эгалитаризму. И я не случайно раз за разом, последовательно стараюсь отойти от бренда и содержания понятия "коммунизм". Мало того, что оно сильно дискредитировано в прошлом веке, хуже то, что это изначально ложное направление — на "общность", а не на равенство и свободу. На гиперколлективизм, изначально уже "на уровне чувств", отталкивающий огромное число людей, делающий их врагами на пустом месте. И на "интересы общества", а не на права и свободы человека, уважение его личности. Обычно на любые попытки заговорить о равенстве противники тут же на автомате отвечают: вы всё отобрать и поделить хотите. Нет, я и показываю, что равенство (точнее, соизмеримость) вытекает само собою из экономической системы, в которой резко сокращено отчуждение. Казалось бы, что ещё надо? Но тру-левые мои идеи почему-то не воспринимают. И в упор не видят всей глубины задумки.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий